ПРАВОСЛАВНЫЙ КАМЫШИН
"У
праведника нет богатства, нет дома, нет рабов. Его слуги для него
друзья, если они этого достойны. Его жилье принадлежит любому бродяге,
его кошелек и одежда - всем бедным, его время и знания - всем, кто
пожелает... Праведник прежде всего правдив, и это требует от него высшей
силы".
Жорж Санд
Как известно, судьба православия в Киевской Руси решилась в 988 году,
и связана она была с князем Владимиром, который с помощью своих
воинов-дружинников крестил киевлян в Днепре и новгородцев в Волхове в
989 г. Сам князь выделил десятую часть своих доходов на постройку первой
каменной церкви в Киеве, которая в связи с этим и получила название
десятинной. Православие на Руси перехватило у язычества инициативу.
Решающим компонентом сложного процесса смены веры была позиция Киева,
который по богатству и значению считался третьим в Европе после
Константинополя и Кордовы. В начале XII века в Киеве уже находилось
более 400 церквей. Православие, как новая вера, уверенно и прочно
утверждалась в Киевской Руси.
680 лет спустя после принятия православия, в 1668 г., на крутом левом
берегу Камышинки, при впадении ее в Волгу, с целью защиты волжского
торгового пути от грабежей и казацкой вольницы и возник наш будущий
город.
По прошествии 220 лет, в 1889 году, в городе было 5 церквей -
Никольская, Дмитриевская, Успенская, Троицкая (старый собор) на островке
и Вознесенская (новый собор) на Базарной площади, что и было отражено
на плане Камышина 1894 года. Дмитриевская и Успенская церкви
располагались недалеко от Волги, а Никольская (кладбищенская) к северу
от Висельного оврага или в настоящее время рядом с улицей Калинина.
Помимо богослужения в церквях, в Камышине совершались два крестных хода:
на Пасху и в день пророка Илии. Первый был установлен по преданию, в
память прекращения морового поветрия 1771-1772 годов, а второй -
древнейший, введен был новопоселенцами города Дмитриевска, потому что он
совершался на прежней их родине.
Дмитриевская приходская церковь
Прибывшие поселенцы из Казани имели при себе две иконы: Казанской
Божьей Матери и полковую - святого великомученика Димитрия Солунского. В
1697 году они начали строить на левом берегу Камышинки каменную церковь
Казанской Божьей Матери, но строительство они не закончили, так как в
1704 г. были насильственно переселены на другой берег Камышинки.
В 1704 г. уже на правой стороне речки Камышинки, у "Вольских ворот"
была поставлена часовня, а недалеко от нее первая деревянная пятиглавая
церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Но судьба
этой церкви была печальная. В большом пожаре 1740 г. сгорел почти весь
город, сгорела в нем и деревянная церковь. Вместо нее в 1778 г. была
сооружена каменная церковь казаком Савиновым на свои личные средства.
Троицкая церковь
Каменная Троицкая церковь была построена в 1743 г. при устье речки
Камышинки в Волгу на островке. Из континентальной части города на этот
островок, в церковь, можно было попасть через каменный сводный мост,
который и соединял две части Камышина
правобережья. Местные жители называли эту церковь старым собором. В
1830-31 гг. перед собором была выстроена высокая каменная колокольня. В
этой церкви находилась икона Казанской Божьей Матери, принесенная
первыми жителями города из Казани.
После войны в городе сохранились только Никольская церковь и
полуразрушенная уже недействующая Троицкая. В последней размещался склад
запасных частей для тракторов, автомобилей, сельхозмашин. Отсюда, через
каменный мост, круглый год шли машины, груженные сельхоззапчастями, в
колхозы и совхозы ряда районов области. На берегах острова располагались
деревянные домишки, домовладельцы которых имели лодки и занимались
рыбной ловлей. Во время разлива Волги вода вплотную доходила до жилых
строений.
Сейчас этого островка нет, но я еще хорошо помню этот полуразрушенный
каменный собор, мимо которого не раз спускался по дорожке к деревянному
мостику, чтобы перейти по нему (через Камышинку) на противоположный
берег.
И вот недавно состоялась моя вторая встреча с собором, но уже в
другом месте. В здании на ул. Октябрьской, 16 в 60-е годы минувшего века
на моей памяти на втором этаже размещался историко-краеведческий музей и
жила Валентина Грачева - молодой специалист-фармацевт. А внизу
функционировала самая лучшая на тот момент аптека города. К зданию
примыкало помещение Аптекоуправления. Теперь его нет и на этом месте
разбиты клумбы и цветники. Многие прохожие, проходя мимо,
останавливаются и созерцают красоту ухоженного места. А в самом здании
возродился Свято-Троицкий Соборный Храм, на котором недавно был
установлен новый купол.
Успенская церковь
В Дмитриевске до 1770 г. стояла старая деревянная Успенская церковь.
Затем решили ее перенести на другое место и отремонтировать. Но строение
настолько обветшало из-за гнилости бревен и досок, что восстановление
церкви в прежнем виде оказалось невозможным. Поэтому эта церковь была
прихожанами перестроена, в результате чего она стала каменной в
1797-1810 годы. Новую каменную церковь нарекли Успения Божьей Матери.
Вознесенская соборная церковь (новый собор)
145 лет назад, в 1867 г., гражданами города был построен новый собор.
Это была каменная, пятиглавая, монументально величественная красавица с
прочной каменной кладкой церковь. Она занимала весьма обширную площадь:
современную территорию Павших борцов (Базарная площадь), стадион
"Авангард" и землю за кинотеатром "Дружба". Территория собора была
огорожена металлической оградой, изготовленной кузнечным способом
(кованая решетка). На территории собора был и фруктовый сад.
По воспоминаниям покойного старожила города Солдатова Ивана Ивановича
(со слов его матери, родившейся в 1895 г.), на колокольне, наряду с
другими колоколами, был огромный колокол, звон от которого при попутном
ветре был слышен в близлежащих за городом селениях. В соборе было трое
царских дверей-врат. Под куполом собора висела огромная люстра с
подсвечниками на бронзовых цепях.
В годы воинствующего атеизма, примерно в 1937 г., самый красивый в
городе пятиглавый Вознесенский собор был разобран на кирпичи, которые
были использованы при строительстве нынешней средней школы № 1. Один из
колоколов при сбросе разбился, а кованую решетку перенесли для
ограждения городского парка со стороны нынешних улиц Советской и
Калинина, которая сохранилась до наших дней.
Во второй половине 50-х годов XX века 1 мая и 7 ноября по бывшей
территории собора проходили демонстрации трудящихся и школьников, а
курсанты военного училища (КВВСКУ), чеканя шаг, и не предполагали, что
топчут своими ногами некогда свято-божественную землю своих предков. А
я, будучи пионером, с красным галстуком, под барабанную дробь и звуки
горна на летней оздоровительной площадке тоже маршировал по божественной
земле за кинотеатром "Дружба", где теперь растут молодые деревца.
Никольская кладбищенская церковь
Эта церковь была построена и освящена 22 марта 1775 года, а в 1824
перестроена в каменную. В архитектурном плане она представляла из себя
однокупольный храм. К большому сожалению, из пяти каменных камышинских
церквей осталась только одна, а четыре разрушены в 30-40-е годы XX века и
разобраны на кирпичи. Митрополит Царицынский и Камышинский Герман
отмечал: "Сохранение единственной Никольской церкви - это настоящее
чудо". И это чудо все-таки вопреки всему уцелело и дожило до наших дней.
Несмотря на то, что в 1933 г. она была закрыта, а в мае 1944 г. храм в
Камышине снова был открыт и уже в октябре в Никольской церкви состоялось
первое богослужение. В город снова вернулось православие.
С этим храмом связаны и мои личные воспоминания. Когда мне было 17
лет, я был комсомольцем (учился в техникуме). Моя мама не уставала
повторять: "Я не умру спокойно, пока тебя не покрещу. Не бойся, об этом
никто не узнает". Мне было жаль ее, и я дал свое согласие. Обряд
(тайный) крещения со мной проводил священник лет 25-30. Он мне сказал:
"Я знаю, что сейчас вы выйдете из церкви и крестик снимите". Так и
получилось. А затем, позже, получив гуманитарное образование, мне
пришлось преподавать в медучилище курс научного атеизма. Тогда в
программе обучения будущих медработников был такой предмет - "Научный
атеизм". Что тут сказать в оправдание? Такие в то время были
атеистические времена. И наши поводыри того периода тоже были атеистами.
Например, Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, выступая 24
ноября 1986 г. в Ташкенте, призывал вести решительную борьбу с
проявлением религиозности.
С другой стороны, готовясь к лекциям мне приходилось самому много
читать, знакомиться с историей таких мировых религий, как христианство,
ислам, буддизм, иудаизм. С этой точки зрения я сам обогащался новыми
знаниями в области религии и их основными постулатами.
Прошли годы, пришли другие времена. Православная церковь
возрождается. Реконструируется и наша единственная Никольская церковь,
которая остается основным хранителем православия на протяжении долгих
лет в нашем городе. Правда, ее вид со стороны ул. Калинина закрывают
здания и строения. Со стороны ул. Базарова на значительном расстоянии
виден золотистый купол с крестом. И те камышане, которые ищут свою
дорогу к Богу, приходят в Никольский храм и поклоняются его святыням,
постигают там понятия Добра, Души, Бога, Истины, Бессмертия и Вечности.
Позволю себе подвести итог моим рассуждениям. Закончилось время
богоборчества, духовного голода, и православная церковь стала занимать в
жизни людей важное место. Но в наши дни многие верят не только в Бога,
но и в черта, магию, НЛО, случай, судьбу, фатализм и пр. Поэтому велика
роль пастыря, который может привести человека к Богу. Здесь важно, чтобы
не падал уровень доверия к церкви. И если отдельные батюшки посещают
московские ночные клубы, устраивают шикарные дни рождения в дорогих
ресторанах, являются собственниками дорогущих "Лексусов" и виновниками
ДТП на своих спортивных машинах, то это бьет по ее репутации. Недавно на
суде оказался 26-летний иеромонах Илия (в миру Павел Семин), который
имел не только дорогущий внедорожник "Мерседес-Гелендваген", но еще
БМВ-740 и "Мерседес-купе". Суммарная стоимость автомобилей превышает 15
млн руб. Имеет квартиры в Москве и Подмосковье. Также он посещал
фитнес-клуб в гостинице "Украина", членская карточка которого
оценивается в... 1 млн руб. Все мы люди грешные. Но пастырь сам выбирает
себе миссию священнослужителя и принимает самоограничения, которые на
него при этом накладываются. У нас в стране, как известно, сейчас кругом
коррупция, коммерция... И люди не заходят в коррумпированные церкви (я
не говорю здесь о Камышине), где просят за требы (у верующих
богослужебный обряд, совершаемый по просьбе самих верующих, например,
крестины,брак, панихида и т. п.) большие деньги. Какая может быть вера у
человека, если он начинает заниматься коммерческой деятельностью в
церкви?
Надо просто научиться сознавать и признавать свои грехи, надо четко и
ответственно заявлять об этом, если мы хотим иметь сильную церковь.
Хотелось бы, чтобы церковь больше влияла на улучшение наших нравов:
меньше становилось преступников, наркоманов, пьяниц и алкоголиков,
воров, мошенников. Чтобы больше было доверия и братства между людьми и
сострадания к ближнему.
Виталий Королев |