Профессор ВолГАСУ Валентина Серебряная: «Камышин — уникальный город!»
Ведущее
место среди множества проблем современного градостроительства в России
занимает проблема сохранения культурно-исторического наследия. Перед
проектировщиками, в том числе и Камышине, стоит важнейшая задача —
уберечь не только отдельные уникальные здания, но и целые комплексы,
которые составляют историческую архитектурную среду. Фактически нам
необходимо сохранить исторический город в целом как памятник
градостроительства. Об этом важно вопросе мы беседуем с искусствоведом,
профессором Волгоградской государственной архитектурно-строительной
академии В. В. Серебряной (на фото).
Валентина Васильевна прекрасно знает
Камышин, каждый его старинный дом, каждую улочку… На конференции в
Москве она выступала с докладом «Проблемы сохранения архитектурного
наследия г. Камышина». Ученые разных городов были поражены красотой
старинного Камышина, памятниками его уездной архитектуры и прекрасным
месторасположением.
— Валентина Васильевна, в 80-е
годы прошлого века в результате экспедиций по Волгоградской области,
проводимых под вашим руководством, в список исторических городов было
включено 17 поселений, архитектурный облик которых создавался на
протяжении нескольких столетий. Таким является и Камышин. Почему сегодня
вы обозначаете проблему по сохранению архитектурного наследия Камышина
как главную?
— Причина очевидна: утрата ряда
памятников и искажение исторического облика города за счет новой
застройки. На основе предварительных исторических и градостроительных
исследований, проведенных мной, выявлены памятники архитектуры и их
группы, формирующие пространственную структуру города, его композицию и
архитектурный облик. Анализ имеющихся архивных и натурных материалов
показал, что город Камышин по ценности архитектурного наследия можно
отнести к классу «А» — высшему классу по общепринятой научной
классификации.
— В чем же уникальность города?
— Мало кто знает, что план Камышина (от
12 января 1826 года), был утвержден Александром I! Совершая свое
путешествие по Волге в 1838 году, братья-художники Григорий и Николай
Чернецовы отмечали, что «Камышин со стороны Волги представляется
красивым городком, в нем видны хорошие строения». В связи с
приверженностью к классическим традициям возводятся здания в стиле
классицизм, что хорошо сочеталось со строгой и регулярной застройкой.
Особенно интенсивное строительство в городе ведется во второй половине
XIX и начале XX веков. Здания, возведенные в это время, принадлежат к
стилевой архитектуре данного периода (эклектика и модерн).
На
архитектурно-градостроительной среде Камышина отразилась полиэтническая
сущность культуры населения города. В Камышинском уезде, в том числе и в
Камышине, значительную часть населения составляли немцы, переселенные
сюда из Германии Екатериной II во второй половине XVIII веков. Из новых
общественных зданий построены женская гимназия, банк, школы, народный
дом и другие. Облик улиц сформирован купеческими домами. На главной,
Саратовской, улице (позже Александровском проспекте) появились
купеческие усадьбы Альтуховых, Шнайдера, Абызова, Райсих и другие. В
начале XX века на берегу Волги были выстроены земская управа и комплекс
реального училища, обогатившие панораму города с Волги. Анализ
градостроительной истории города, сопоставление планов 1798, 1826 и 1894
годов констатируют: каждая последующая система плана, меняясь,
содержала в себе элементы предшествующих — местоположение площадей,
основные направления улиц. Город разрастался, приобретал другой масштаб,
другие размеры, изменялся его силуэт.
— Но времена менялись…
— Да, в советское время город потерял
многие строения. Первые утраты понесли храмы. До 30-х годов XX века в
городе было семь культовых зданий. Из них сохранилось только одно —
Никольская церковь. Архитектурное наследие Камышина представлено главным
образом его центром. Именно здесь имеются наибольшие утраты. Особенно
сильно подверглась разрушению историческая часть города с начала 80-х
годов. Уничтожены не только ветхие здания, но и крупные фрагменты улиц. В
этой части города проявились противоречия между старой и новой
застройкой, вторжение нового в сложившуюся историческую среду.
Стремление придать памятникам архитектуры современный характер приводит к
разрушению его объемной композиции, архитектурно-художественного
образа, стилистики, а застройка улиц исторического центра, набережной
Волги особняками сомнительного архитектурно-художественного качества — к
разрушению исторически сложившейся среды. Из-за ошибочных
градостроительных решений уничтожается выразительный силуэт города.
Произвол проектировщиков приводит к искажению облика города и его
художественных закономерностей. На главной исторической улице
Октябрьской (Саратовской) снесен один из самых респектабельных
купеческих особняков конца XIX века с характерной для региона
архитектурой. На его месте построили высотное здание, совершенно чуждое
как масштабу, так и архитектуре старого города.
— В чем же причина?
— На десятки объектов отсутствует
первичная учетная документация. Они не имеют утвержденного юридического
статуса памятника истории и культуры. К сожалению, в области до сих пор
фактически не работает Федеральный закон № 73 от 25.06.2002 «Об охране
объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов
РФ». Отсюда проблемы, связанные с сохранением архитектурного и
градостроительного наследия.
— Но ведь город — это живой организм, находящийся в постоянном развитии. Где же искать выход из сложившейся ситуации?
— Первое, при реконструкции и
строительстве в историческом городе необходим компромисс, разумное
сочетание нового строительства с историческими традициями. Следует
создать условия для преемственного развития планировочной структуры и
пространственной организации поселений. Историческая среда должна
сохраниться, быть жизнеспособной и комфортной.
Второе, при разработке проектов
реконструкции поселений архитектор должен помнить, что
архитектурно-градостроительное наследие, несущее общую информацию о
представлениях, вкусах, художественных предпочтениях и характере
предшествующих поколений, является материальной основой, хранящей
культуру народов, память и «дух места», залогом сохранения
историко-культурного своеобразия поселений.
Несмотря на все проблемы, Камышин
сохранил свою художественную уникальность. В нем сохранен принцип
постройки городов по регулярной системе XVIII–XIX века. Это ваша главная
ценность. Любите свой город, уважаемые камышине!
Автор: Леонид Смелов
Фото: infokam.su
На фото: Профессор ВолГАСУ Валентина Серебряная
|