Купеческий Камышин на старинных стереофотографиях
Современный
мир живет 3D-форматом. В кинотеатрах зрители надевают специальные очки и
окунаются в миры, созданные кинематографистами. Но сегодня уже мало,
кто вспомнит, что основы создания объемного изображения были заложены
еще в те времена, когда на улицах появились первые автомобили, а в
воздух взмыли аэропланы. В то время человечество вооружилось и
фотографическими аппаратами, которые стали производить в промышленных
масштабах. «Масштабах», конечно, тех времен. Громоздкие и стационарные
фотоаппараты требовали высочайшего мастерства от фотографа (который к
тому же был знатокам химии и разбирался в том, как составить
«проявитель» и «закрепитель»!).
Однако некоторые фотографы пошли дальше —
они стали заниматься стереофотографией. По иному, стали создавать
«стереопары», потому что снимков одного объекта следует сделать два.
Классическое определение таково: «стереопара — совокупность двух плоских
перспективных изображений одного и того же объекта, полученных с двух
разных точек зрения». Стереопара рассматривается так, чтобы каждый глаз
видел только одно из этих изображений, возникает объёмная
(стереоскопическая) картина, воспроизводящая глубину реального объекта.
В наши дни в антикварных магазинах и
лавках можно обнаружить коллекции стереопар, стереоскопы и даже
работающие фотоаппараты XIX века. К слову, принципы создания стереопар
со времен наших прабабушек и прадедушек не изменились. Вперед шагнула
лишь техника для съемки и просмотра.
Остался на стереопарах и купеческий
Камышин. Эти снимки — уникальны. Занимаясь краеведческими изысканиями, я
обнаружил лишь лишь две стереопары. Обе сняты с Волги в направлении
пассажирской пристани. Одна называется «Камышин. Берег, клуб, сад и
Общественное собрание»; вторая — «Пристань в Камышине».
Поясню... На первой фотографии можно
увидеть здание нынешнего историко-краеведческого музея (ранее — Земский
дом, в котором заседала Земская управа). Под словом «сад» называется так
называемый «камышинский бульвар»: это озелененный участок перед музеем с
аллеями; составлял ансамбль с парком). «Клуб» — здание с окнами за
баркой. По городской легенде именно из окна этого клуба пьяный
камышинский купец выкинул в воды Волги девицу легкого поведения. То бишь
повторил преступный поступок Стеньки Разина. Однако на фотографии
видно, что до береговой линии довольно далеко. Но! Не стоит забывать,
что Волга в начале XX века весной разливалась, и вода доходила
практически до зданий клуба и склада (это «глухая» высокая постройка,
которую видно на фото). В общем, что правда в легенде, а что нет, —
судить не буду. Эта же фотография в других изданиях называется «Камышин.
Общий вид».
Вторая стереопара «Пристань в Камышине»
имеет сопроводительный текст на обратной стороне: «Камышинская пристань в
противоположность другим волжским городам очень мала, да и по значению
своему уступает другим пристаням. На пристани находят себе заработок 200
человек. Грузятся в год 12-13 барж и несколько плотов на сумму от 8 до 9
миллионов рублей». На этой фотографии также видно здание клуба и
склада.
Таким образом, уважаемый зритель, на двух
стереопарах вы можете увидеть некую панораму камышинской пристани. Но
главное, согласитесь, это люди! Гимназисты в кепках, мамаша с ребенком,
вдали — извозчики... Такой бал жизнь купеческого Камышина в начале XX
века.
Автор: Леонид Смелов
Фото: Из личного архива Л. Смелова
На фото: Камышин на стереофотографиях начала XX века
Фоторепортаж
|